СтатьиСвой бизнес

«Вкладываться надо не в золотые двери, а в людей»

Есть ли у парикмахеров тестовые задания и что такое пробный рабочий день в салоне? Зачем в парикмахерском салоне профессиональный психолог? Почему здоровый бизнес может быть, только если здоровы сотрудники? В интервью с Мариной Коськовой, основателем салона красоты «Гнездо и птенчики». Еще больше историй от предпринимателей — в специальном проекте hh.ru: про бизнес и людей.

Про салон «Гнездо и птенчики»:

Год создания — 2016-й.
Штат — 6 сотрудников.
Сфера деятельности — парикмахерская и академия колористики от итальянского премиального экобренда.
Город — Санкт-Петербург.

«Вкладываться надо не в золотые двери, а в людей»
Марина Коськова, основатель салона красоты «Гнездо и птенчики»

«А что, с этого еще зарабатывать нужно?»

— Парикмахер, стилист — это сегодня модные профессии, по которым можно трудиться самим на себя, не создавать команду или отдельный салон. В какой момент вы поняли, что пора открывать свой бизнес?

— За свою карьеру я много поработала в разных салонах, и каждый раз меня что-то не устраивало. Я всегда хотела что-то поправить, улучшить. И даже были такие мысли: «Было бы у меня свое гнездо, куда приходили бы люди, где было бы хорошо и весело, где работали бы суперстилисты, увлеченные своей работой». Собственно, такая мысль в гневе у меня была, и я временно ее просто отложила.

Почти с первого дня работы мне попался напарник, с которым мы по сегодняшний день вместе плечом к плечу. Сначала у нас был маленький кабинет в фитнес-клубе, в котором мы с ним вдвоем, увлеченные своей работой, создавали красоту для наших клиентов. А потом нам подняли аренду в три раза, и это тоже стало таким шагом к своему полноценному салону. В одном из клубов Петербурга кто-то сказал, что сдается помещение в классном месте на Ковенском — планируется петербургский двор, где будет собираться много интересных людей, откроются бар, кинотеатр и салон красоты. И вот таким случайным образом мы оказались здесь и работаем уже пять лет. Название у меня уже было готово — конечно, «Гнездо»!

— Напарник ушел вместе с вами? Как подбирали других участников команды? И что изменилось за пять лет?

— Да, первым сотрудником стал мой напарник Денис. Коллег мы отбирали вместе по ощущениям, просто смотрев на то, как стилист работает, как разговаривает, как улыбается, ориентировались на энергетику человека. Таким коллективом мы работали четыре года, даже не обращая внимания на то, что это еще не было бизнесом, потому что я все свои средства вкладывала в «Гнездо».

И однажды кто-то меня спросил: «Ты вообще зарабатываешь с этого деньги?»

Я говорю: «Нет, а что, с этого еще зарабатывать нужно?»

— «Ну да, конечно, это же салон красоты, достаточно прибыльное дело».

— «Да…?» — удивилась я тогда, но начала думать про это.

Стали уже искать сотрудников по более профессиональным характеристикам: смотреть пристальнее, как человек работает, сколько у него подписчиков в «Инстаграме» — это очень важно, ну и опять же по энергетике тоже, потому что очень важно сохранять атмосферу в заведении, чтобы оно жило и процветало.

Сейчас у нас работает шесть сотрудников, и мы набрали еще шестерых, которых будем вводить в курс дела, потому что расширяемся и открываем дополнительный кабинет.

«Наша основная задача — раскрывать людей»

— Вы отметили особую атмосферу в салоне как залог успеха. Что нужно делать собственнику в работе с клиентами и сотрудниками, чтобы поддерживать ее?

— Атмосфера, на мой взгляд, создается благодаря сотрудникам и гостям, которые к нам приходят. Мы являемся монобрендовым салоном итальянской марки, которая привлекает к себе очень интересных людей. Мы все похожи по интересам. Как-то так сложилось, что наши гости — люди разных профессий, но среди них очень много творческих, потому что мы и сами творческие. И когда к нам приходят работать новые мастера, которые стесняются камеры, боятся быть такими общительными, наша основная задача — раскрывать людей, чтобы они стали смелее и не стеснялись. Для этого мы привлекаем профессиональных психологов.

— А что для вас команда мечты и возможно ли ее создать?

— Вопрос очень интересный. Каждое наше собрание начинается с того, что я рассказываю ребятам, что я сама такая же, как они. Я «настригла» весь свой капитал на то, чтобы всё это появилось. У меня не было никого, кто вложился бы в меня, кроме клиентов, которые доверяют нам и приходят ко мне из года в год. Я всегда говорю им: «Друзья, всё в наших руках!» Мы обсуждаем какие-нибудь бренды, и я спрашиваю коллег: «Какой у вас любимый ресторан? И что вам там нравится?»

Они говорят: «Нравится, что всё так четко, персонал приветливый, все знают свое дело и все очень слаженно». На что я отвечаю: «Представьте, что мы с вами и являемся этим местом. Если мы хотим с вами, чтобы про нас так говорили, нам нужно всем стать единым коллективом, который дышит в одном ритме, у которого сердца бьются одинаково, чтобы мы все понимали, зачем мы здесь. А успех к нам придет автоматически, потому что мы его транслируем».

Моя цель — создать команду мечты, в которой все будут здоровые, красивые, богатые в финансовом плане, если им этого хочется. Чтобы они транслировали эту энергию людям.

— Поделитесь, пожалуйста, как удерживаете сотрудников?

— Мы выработали систему, которая сейчас будет работать для новых сотрудников. Они бесплатно проходят у нас обучение, которое стоит определенных денег. При этом они будут выполнять соответствующую процедуру, которой мы их учим, клиентам определенное количество раз, пока выручка с этих процедур не превысит сумму обучения. По итогам месяца от полной заработной платы они поначалу будут получать чуть меньше, компенсируя пройденный курс. Таким образом мы даем им базу и стимулируем как можно быстрее начать зарабатывать.

«Тот, кто идет в эту профессию из-за денег, нам не подходит»

— Какие источники для подбора вы используете и на что обращаете внимание на собеседовании?

— Основной источник — это как раз сайт hh.ru, всю новую команду мы набрали по откликам отсюда.

На собеседовании мы учитываем несколько аспектов: по разговору сразу понятно, насколько человек любит свое дело. Тот, кто идет в эту профессию из-за денег, нам не подходит, потому что профессия парикмахера — творческая. Более того, это тяжелый физический труд, не зря раньше цирюльниками были только мужчины. За спиной клиента мы проводим время с 10:00 до 22:00. Ты все время стоишь, тебе нужно все время быть в хорошем настроении, и это сложно физически. И если после одного обучения я слышу: «Ой все, я уже засыпаю», — или вот это еще: «У нее столько волос, ужас!» — таким кандидатам я сразу отказываю.

Мы, конечно, смотрим, что стилист умеет делать. Он выполняет несколько тестовых заданий — это, как правило, стрижка и укладка. Мы смотрим на то, какие у него инструменты: если он приходит с расческами без зубчиков, то это уже говорит о многом. Затем мы смотрим, как он укладывается в тайминг: медленно он работает или быстро, это также важно понимать, чтобы знать, можно ли на него рассчитывать. У успешных кандидатов есть свободный день в салоне, который он проводит с нами. Он не работает, просто смотрит, хочет — помогает, не хочет — просто сидит и наблюдает за остальными. Если ему комфортно: нравятся наши гости, приятна команда, то мы переходим на следующую ступень.

Мы планируем ввести чек-лист обязательных заданий. Если это начинающий мастер, то ему нужно выполнить 100 моделей. Когда он 100 человек отрабатывает, мы его вводим в прайс по минимальной цене стажера. Ну и дальше, соответственно, будет увеличиваться стоимость его работ от количества вернувшихся клиентов. Сегодня есть системы, которые позволяют отслеживать, сколько клиентов пришло новых, сколько вернулось. Этот тестовый период занимает, как правило, от месяца и больше.

— Как вы считаете, почему соискатели выбирают именно вас? Что вас отличает от других салонов?

— Сегодня очень актуальны узкие направления: некоторые парикмахеры выбирают себе один вид окрашивания, один вид стрижек, и мы знаем места, где лучше это делают, где хуже. Когда к нам приходит человек и говорит: «Я хочу в «Гнезде» работать», — мы понимаем, что он нас выбрал, потому что ему нравятся наши направления.

Я считаю, что не имеет смысла наблюдать за конкурентами — все мы разные. Мы даже не конкуренты в своем роде, а разные сообщества для людей. Мы просто наблюдаем друг за другом с целью подсмотреть иногда что-нибудь новенькое, что у кого появляется. Но нет ревностного отношения. Это как с кофе — есть много разных кофеен, но ты выбираешь одну, потому что там приятный бармен или еще что-то. Кофестаканчики у всех плюс-минус похожи. Так же и здесь: стригут сейчас абсолютно все, и стригут все неплохо, а клиенты возвращаются в места, где было что-то еще.

«Что сближает людей? Это веселье, еда и разговоры…»

— То есть для вас корпоративная культура — это не пустые слова? Расскажите, как вы формируете ее в вашем коллективе?

— Корпоративная культура в любом коллективе очень важна, и мне очень хочется создать свою культуру под названием «Этичный парикмахер». Это человек, который будет заниматься своим здоровьем и транслировать это через внешний вид всем окружающим, в том числе клиентам, который ответственно и с уважением подходит к тому, что создает и что после себя оставляет. Мастер, умеющий полностью отдаваться своему делу, дарить красоту и удовольствие людям. Для этого мы ввели и вводим потихоньку ряд изменений. Мы практиковали занятия йогой по утрам в салоне: кто хотел и кто мог, приезжал пораньше, занимался и действительно начинал свой рабочий день иначе.

Что сближает людей? Это веселье, еда и разговоры, поэтому все эти моменты нужно учитывать. И еще у меня есть такая идея от одного из моих клиентов, врача-остеопата, который следит и за моим телом. Он говорит, что все сотрудники должны быть здоровы. То есть нужно следить за их состоянием тоже. Здоровый сотрудник — здоровый бизнес. Для всех это хорошо.

— Какие советы вы дадите тем, кто планирует открывать салон красоты?

— Вкладываться надо не в золотые двери, а в людей. Потому что сегодня бизнес строится people to people, от людей к людям. И если из вашего золотого салона уйдет парикмахер, который на самом деле был золотым, то все золото можно будет похоронить. И поэтому я сегодня рекомендую всем ценить людей и реально в них вкладываться, потому что они и есть тот самый бизнес.

Если вы планируете открыть салон в маленьком городе, то лучше взять известную франшизу. Не надо уже бесконечных «Светлан» или «Ирин» открывать. Успешный проект в нашем бизнесе сегодня — это франшиза, в маленьком городе особенно. Так что Мэри рекомендует!

Вакансии дня